Воскресенье, 24 ноября, 2024
Важное«Русские всегда не добивали врагов»: как Z-артисты воспевают культ войны и жестокости

«Русские всегда не добивали врагов»: как Z-артисты воспевают культ войны и жестокости

После начала полномасштабного вторжения в Украину некоторые исполнители с провоенной риторикой, такие как Аким Апачев и участники музыкальной группы «Арбалет», получили свою долю популярности. Теперь войну и мифы о героизме восхваляют с учетом трендов — не просто накладывая грустные стихи на гитарные аккорды, а оформляя композиции под гранж, рэп, EDM и другие стили. Культ убийства в музыке стал подаваться «стильно». При этом повествование об ужасах войны, горечах солдата и его потерях в этих песнях чаще всего не ведется.

SOTAvision разобрала тренды, идеологические фейки и их влияние на музыкальное Z-творчество вместе с музыкантом, автором отдела культуры Republic и историком Александром Штефановым.

Военное творчество Акима Апачева или симфония агрессивного патриотизма

Аким Апачев — весьма колоритная фигура в мире военной музыки. Его творчество представляет собой «идеальную» смесь боевых кличей и лирики с явными нотками «трагического пафоса».

Не секрет, что Апачев не стремился писать о трудностях мирной жизни или обычных житейских радостях. Вместо этого его девизом стали слова «Всех убить, все отнять».

Выстрел, полетели гусли

Раскидало мясо с металлом

Задымило густо, всю коробку просто размотало

Честно? Это было быстро, и внутри никто не понял

Как попал он в зону риска и за что вообще он помер

Хер с ним! Соберись, не кисни, впереди еще Карфаген

Будет новый выстрел, будет всё, как обещал Владлен

Мы на том же пути, и мы также идем напролом

И мы всех победим, всех ограбим, и всех убьем!

Подобные лозунги у Апачева приобретают почти мистическое значение и словно приглашают слушателей на театрализованное представление, где в качестве сцены выступает война. Это агрессивный, но удивительно эффективный подход, объединяющий поклонников под запоминающимся знаменем.

«Его тексты словно затаскивают слушателя на поле боя, где рефрены становятся почти оружием, а сами песни нацелены на то, чтобы пробудить в слушателе чувство одобрения происходящего и поддержки войны», — описывает творчество Апачева композитор и выпускник колледжа при Институте музыки имени Шнитке Аркадий (по просьбе спикера мы не указываем его полное имя).

В песнях Апачева содержится не просто набор лозунгов. Артист принадлежит к активным участникам боевых действий и сторонникам идеологии «Русской весны», поэтому понятно, откуда он берет вдохновение.

«Его альбом 2023 года воспринимается как обращение к его новым слушателям. И он не просто певец “Русской весны”, а вообще всей войны, при этом любой. Своими песнями он готовит детей к предстоящему бою, раскрывает лучшее оружие и даже внезапно объясняет присутствие российских войск в Сирии. Апачев, кажется, видит себя не просто рэпером, а певцом “великого противостояния”», — отмечает корреспондент отдела культуры издания Republic Никита (по просьбе спикера мы не пишем его фамилию).«Стоит также отметить, что в его музыке довольно четко прослеживается влияние его любимых исполнителей. Предпоследний альбом довольно очевидно напоминает звучанием Prodigy. С таким ритмом ему бы еще диджеем в Сирию съездить, где, кстати, в одном из треков он и объясняет присутствие российских войск», — добавляет музыкант Аркадий.

«Альбом этот представляет собой своего рода исповедь — это его самый личный альбом. Он больше не Mr. Wagner. Это альбом с наблюдением детства в военном городе, его отношением к современной культурке и панихидой по его боевому товарищу, z-военкору Владлену Татарскому», — говорит Никита.

Эксперты заявляют, что альбом Апачева — это что-то вроде личной эстафеты вечной войны. Он уже не просто рэпер, а некий пророк боевой культуры, который изо всех сил пытается привнести в свою музыку пафос, но вместо гекзаметра в песнях использует агрессивный речитатив.

Воинству нашему сил и терпения

А супостат должен стать удобрением

Знаю останутся сироты, вдовушки

Но ворожины умоются кровушкой

Сложат головушки в землю прекрасную

Всем всего светлого, всем всего ясного!

Вот тебе клинок, вот тебе рукоять

Всех убить! Все отнять! Всех убить! Все отнять!

Альбом хоть и получился концептуальным, воспевающим новое воплощение идей «русского мира», но его скорее можно назвать мультижанровым сборником, в котором использованы методы других артистов — например, рэперов Локимина и Оксимирона.

Оксимирон ввел в российскую рэп-культуру традицию использовать обилие литературных отсылок. Апачев тоже следует этому правилу.

«Открывают альбом “Братья по оружию” с вступлением в стиле Metallica, в которых идея Дугина представлена в образе Исхода из вселенной “Дюны”. Далее через простую дворовую песню “На Западном фронте без перемен” он приходит к полному литературному провалу в виде трека “Моя Россия” с Захаром Прилепиным. Даже максимально упрощенный текст Апачева “кто-то вышел и зашел, но не в ту дверь” не спасает поэзию лауреата в области культуры — “хоть коси под Иудею, хоть кичись Ордой”. Возможно, ценность его текста в строчке про слово — отсылка на “Слово” Гумилева», — замечает Никита.

Вероятно, весь альбом является скрытым диссом или одой Оксимирону.

«Последние песни альбома — об окончании войны, но не рисуют послевоенному миру мир — либо он не наступит, либо его не застанут, либо война вообще закончится где-то на небесах», — заключает эксперт.

Исторический реваншизм

Музыкальный проект «Арбалет» в лице исполнителя Ивана Кондакова можно привести как наиболее яркий пример использования исторической риторики для создания воинственного нарратива в Z-музыке. Основная идея песен Кондакова — в том, чтобы показать Россию как великую державу, которая всегда вступала в сражения с многочисленными врагами и теперь снова готова доказать свою мощь.

«Военно-историческое общество (РВИО) называет Кондакова блогером, журналистом, сатириком, экспертом. Однако после прослушивания его песен на исторические темы невольно задаешься вопросом: знает ли он хотя бы школьный курс истории?», — задается вопросом один из собеседников SOTAvision.

Стоит заметить, что у Кондакова есть еще кое-что общее с экс-министром культуры, а ныне помощником Путина Владимиром Мединским.

«Странное отношение к комиксам, в частности, к супергероям. То он невзначай поет про уничтожение Марвел бойцами ЧВК “Вагнер”, то исполняет пасквиль про невозможность спасти мир от (внезапно!) коронавируса, который почему-то внезапно называется в песне не то прелестью, не то десертом еврейской кухни. Уж не антисемит ли он?», — спрашивает эксперт.

Я вам скажу, хоть признать это нелегко —

(Нелегко!)

Все ваши Супергерои — просто пидорасы в трико!

(Трико!)

Миру пипец, а они где-то далеко!

(Эх, далеко!)

Ну не пидоры, а? Так ещё и в вонючих трико!

А я вам так скажу: языком-то болтать легко,

(Ой, легко!)

А как планету спасать — так играет у них очко.

(Очко!)

В то время, как мир спасает доктор Проценко

(О-хо-хо!)

Сидят по домам в Голивудах пидорасы в трико.

Песня «Про коронавирус и супергероев» Кондакова наполнена антиамериканизмом — тут и Нью-Йорк вместо Уханя предстает центром эпидемии, и «пидорасы в трико» не могут спасти мир, и высадка на Луне выдумана, а в довесок ко всему еще и «права гомосеков» защищаются.

«Кондаков не ястреб, который выступает против США, а прямо какой-то Рембо. Рембо, который только воспроизводит карго-культ, столь популярный в российской пропаганде. Никогда еще культпросвет не был одновременно таким деструктивным и таким конъюнктурным», — подытоживает эксперт.

Александр Штефанов заявляет, что песни Кондакова представляют собой не что иное, как упрощенную и мифологизированную версию российской истории. Их структура повторяет одну и ту же схему: героизм русского народа, угрозы со стороны Запада и вечное желание отомстить врагам, которые всегда «недобиты». В своих текстах «Арбалет» буквально проводит слушателя по страницам школьных учебников, начиная с Ледового побоища, затрагивая Смутное время и войну 1812 года, а затем завершая картину Великой Отечественной войной. 

«Этот список побед и страданий уже напоминает историческую пропаганду, а не реальный взгляд на прошлое», — говорит историк.

Особое внимание музыкант уделяет фразе «русские всегда не добивали врагов». Он иронизирует, что такое утверждение будто бы оправдывает необходимость «идти и добивать всех» даже сегодня.

«Если следовать его логике, то Россия сегодня должна “завершить начатое”. Это не просто аллюзии, а попытка утвердить реваншистскую идею, в которой исторические события используются как аргумент для нынешних действий», — считает Штефанов. Творчество «Арбалета» перекраивает историю под нужный нарратив, но делает это довольно топорно. Например, проект упрощает историю монголо-татарского ига, изображая князей тех времен как некую «русскую оппозицию», что, как напоминает Штефанов, «крайне далеко от реальности. Высшие слои власти в России того времени были вполне лояльны к Орде и активно участвовали в управлении ею, становясь своего рода наместниками ханов».

Историк также обращает внимание на интерпретацию «Арбалетом» эпохи Наполеона. В песне проекта войну 1812 года изображают как своего рода первую попытку «освободить Европу» и преподносят ее как решающий момент противостояния с Западом, хотя русская знать в то время говорила по-французски, а сам Наполеон вовсе не начинал свои завоевания с нападения на Россию.

Финалом и кульминацией этого исторического реваншизма становится упоминание Второй мировой войны, которая в песнях «Арбалета» превращается в эпический конфликт между Россией и «вечными врагами».

Штефанов подчеркивает, что в песне игнорируются такие детали, как пакт Молотова-Риббентропа и союзнические договоренности с нацистской Германией в преддверии войны, которые противоречат официальной версии о России как вечном защитнике угнетенных. Таким образом, песни Кондакова больше подходят для исторической драмы, где враги всегда одинаковы, а Россия вечно героически с ними борется.

«Такая подача истории превращает ее в набор упрощенных мифов, которые больше похожи на сюжет комиксов, чем на реальные события. Кондаков создает героический образ нации, которая постоянно сражается с одними и теми же врагами. Но проблема в том, что такая наивная мифология, которую они преподносят как музыку, скорее напоминает народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло», — завершает свое рассуждение эксперт.

Патриотизм и «новая эпичность» в творчестве Цыгановой

В песне Вики Цыгановой про ЧВК «Вагнер» звучат эпические аккорды, которые напоминают экспертам гармонии Баха и Генделя.

«Это своего рода барочно-военный марш. Или торжественное звучание, навеянное гармониями XVIII века, созданное для огромной армии, которой, если честно, не существует в таком классическом понимании», — считает собеседник SOTAvision, композитор и музыкант.

Вступление песни действительно создает атмосферу процессии или парада, где мощные аккорды и драматические ритмы погружают слушателя в атмосферу возвышенного патриотизма и отсылают к эпохе, когда армия и государственность были неразрывно связаны.

«Если бы Бах был жив, то, вероятно, немало удивился бы, узнав, что его гармонические изыскания служат гимном для наемных подразделений», — предполагает эксперт.

В своем творчестве Вика Цыганова будто стремится создать новый тип патриотического мифа, в котором «русская ЧВК» предстает как символ объединения нации. В строках звучат манифест объединения и хвала «национальному идеалу», к которому должны стремиться все.

Чтобы усилить эффект, Цыганова использует и более народные мотивы. Так, в композиции «Колокола» можно услышать вступительные аккорды, напоминающие мотив народной песни «Эй, ухнем». Это мелодия, которую традиционно связывают с образом тяжело трудящихся бурлаков.

Над Россией тишина, тишина.

Медный колокол молчанье хранит,

Что же это за чудная страна,

Душу рвут, да только сердце болит?!

Колокол, колокол, медный колокол,

По грязи да по камням

Тащут волоком, волоком.

Но молчит медный колокол…

«Изначально песня “Эй, ухнем” была народным символом солидарности. Она помогала людям преодолевать физические трудности, служила призывом к терпению и взаимной помощи. Но здесь она, по сути, используется для создания военного ритма, подстраивая народную мелодию под новый смысл», — говорит эксперт.

Это решение несколько искажает изначальное значение этой старинной песни, превращая ее в марш. Цыганова берет музыку, которая призывала к единству ради преодоления трудностей, и делает ее символом борьбы и готовности к агрессии. «Это создает ощущение, будто народная культура и ее символы переработаны, превращены в элемент боевой эстетики», — подмечает музыкант.

Новый хип-хоп на военную тематику

Скрывающий свое лицо хип-хоп-исполнитель SHTIL воспевает идеи военных наемников через призму современной молодежной культуры. В его текстах описываются боевые сражения, активно рефлексируется тема воинской славы.

Исполнитель делает ставку на радикальную милитаризацию молодежного рэпа, вводя в свои песни язык и образы войны, которые представляют ЧВК как символ силы и готовности к бою. В текстах часто встречаются слова, описывающие жестокость боев, и фразы, отсылающие к военной доктрине.

Одним из ярких примеров такого творчества является песня «Оркестр Вагнер» на мотив известного трека «Кислотного диджея». Рэперы подают войну как «мясной штурм», воспевая агрессию и угрозу. В куплете звучат строки: «Боль не беда — валит арта, в бой залетает дикий отряд», которые вызывают у слушателя образ безудержного натиска.

В этой композиции, кажется, нет места сомнению или раздумьям, а сама песня превращается в боевой клич.

Новые гастроли — Вагнер делает шум

Турне от Ростова справедливый маршрут

Всем братьям с 6 штурмового Джамбо

Работают народные вандалы, фрилансеры, генералы

Ничего личного — нам просто платят

Без БК и снарядов

Лучше убегай, если узнал наши флаги

(Бойцов) Бойцов в орденах и медалях

Враги боятся, как удара кувалдой

«Эта лирика не пропагандирует объединение народа, как в случае с патриотическими песнями Вики Цыгановой, а скорее усиливает культ одной военной группы, тем самым создавая чувство эксклюзивности и элитарности», — комментирует композицию эксперт.

SHTIL в своей музыке часто использует так называемый «боевой рэп», где ритм и тексты напоминают военные лозунги и пропаганду из-за фраз из популярных телепередач.

«Это боевой марш, лишенный реальной связи с историей, но привлекающий молодых людей за счет своей агрессивной и напористой энергии», — замечает музыкант.

Пытаясь вписать свое имя в культурное пространство рэпа, SHTIL заявляет, что его творчество является новым видом музыки, своего рода «боевым рэпом», который переносит звучание и ритм хип-хопа на поле военной эстетики.

Однако, как подчеркивает наш музыкальный эксперт, в этих треках почти нет оригинальных мыслей: «Ирония в том, что SHTIL, позиционируя себя как хип-хоп-группу, просто копирует фрагменты из телепередач и смешивает их с воинственными лозунгами, чтобы создать иллюзию уникальности».

Почему Z-музыка вряд ли войдет в учебники

Различные авторы Z-музыки едины в своей общественной функции несмотря на разницу в стилях и текстах. Их творчество объединено стремлением воздействовать на слушателя, вызывая у того эмоции через патриотические и военные мотивы. Но делается это без музыкальной глубины.

«Этих авторов объединяет одно — скудность гармонического языка и банальность мелодических оборотов. Иногда внимание привлекает мелодия, но это, скорее, — заслуга музыкального продюсера», — заявляют эксперты. 

Такая простота не позволяет Z-музыке обрести творческую долговечность. Более того, собеседники SOTAvision сомневаются, что направление станет серьезным предметом исследований музыковедов. «Иными словами, это не та музыка, которая формирует что-то новое. Для объективной оценки творчества авторов требуется историческая дистанция, которой у нас пока нет», — высказался один из экспертов.

Однако даже если Z-музыка не останется в учебниках истории, все равно можно отметить, что уже сейчас она оказывает ощутимое влияние на современную культуру.

«Она звучит по телевидению, ее изучают музыковеды, ее в рамках метамодерна поют даже антивоенно настроенные люди. Да и какая разница, какие слова поет синтезированный вокодер в фоне или что имеет в виду Апачев, когда “кидает Джамбо”, если условно выпивший парень, убегающий от военкомата, пляшет под это на закрытой тусовке условного Powerhouse», — заявляет другой наш собеседник.

Влияние такого творчества на массовую культуру уже очевидно. И воинствующий рэп Апачева, и боевые песни «Арбалета» отражают в себе образы и идеологические векторы сегодняшнего дня. «Является ли это искусством, формирующим новое? Едва ли. Но это явление, безусловно, отражает текущее состояние массовой культуры», — заключают эксперты.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Популярное