Суббота, 23 ноября, 2024
ИсторииКак художники из разных частей России осмысляют войну, находят новые формы и...

Как художники из разных частей России осмысляют войну, находят новые формы и подают голос

Любое антивоенное высказывание в России подавляется. За пост в социальных сетях, пикет или перфоманс легко могут назначить административный штраф или даже уголовный срок. Художницу Сашу Скочиленко четыре месяца держат в СИЗО за её тихую антивоенную акцию с ценниками в петербургском “Перекрёстке”. Художника Григория Мумрикова судят за несостоявшуюся акцию протеста его знакомого Данилы Ткаченко. Не все художники выдерживают такого давления со стороны государства: кто-то экстренно порывает с творчеством, кто-то покидает страну, а кто-то остаётся — и смело, и креативно высказывается против войны.

Проявлений антивоенного искусства много. Мы расскажем про некоторые из них. Самый популярный и медийный вариант — это перфоманс. “Тихими” перфомансами и акциями занимаются “Зелёная лента”, “Феминистское антивоенное сопротивление”, движение “Весна” и другие. Но и “громких” акций с начала войны в России прошло немало: “Сердце кровью обливается”, “Буча-Москва”, “Кремлёвская кухня”. И это только несколько примеров. Наш материал же преимущественно про художников: тех, которые делают физические полотна и арт-объекты, немножко цифрового искусства и стрит-арта.

Антивоенный андеграунд

Несмотря на риск получить штраф о “дискредитации” или даже сесть в тюрьму, российские художники с антивоенной позицией продолжают творить. Прежде всего, это представители уличного искусства. Немудрено, ведь андеграунд всегда был полулегальным “голосом снизу” и выражал мысли максимально смело, независимо от текущих законов. Поэтому наша подборка начинается именно с уличного искусства.

Екатеринбург в очередной раз оправдывает неофициальное звание столицы стрит-арта. И не только потому, что в нём проходят два фестиваля уличного искусства: “STENOGRAFFIA” и “Карт-бланш”. Представитель контркультуры (так он говорит в интервью Meduza) и актуального стрит-арта на политическую тематику с ником xbfmthx в Instagram творит именно в Екатеринбурге. Самой известной его работой стало граффити “Пиздёж-1” на Октябрьской площади. Художник прокомментировал граффити в виде логотипа телеканала “Россия-1” так: “Все что я слышу от них пиздeж один” (авторские орфография и пунктуация сохранены).

Кроме масштабного полотна на екатеринбургской площади, у художника много работ на тему войны в Украине и всего, что с ней связано. Для фестиваля уличного искусства “Карт-бланш” он создал работу “Мир в жопе”, которая находится по адресу ул. Воеводина, д.4.

Фото: Instagram xbfmthx

xbfmthx создаёт арты о взаимодействии с природным газом: об угрозе оставить Евросоюз без тепла на зиму (“Политика двойных стандартов”) и нерациональном расходовании ресурсов в самой России (“Прометей”). Работу “Прометей” художник расшифровывает так:

“Какие топ менеджеры, такие и легенды.

Глава Газпрома Милер и его замечательные решения по управлению национальным достоянием.

Ежедневно из-за простоя сжигают газа на 10 000 000 $. Имея огромные территории внутри страны без газификации.”

Фото: Instagram xbfmthx

Множество работ посвящены бесконтрольному поведению силовых структур: “Звезды на погонах”, “Фокусник” (“Дело в шляпе”), “Коронованный”. Говорит художник и о проблемах всестороннего наблюдения — которые далеко не “умный город”, а очередное средство давления на граждан (“Стояк”). Весь Instagram художника — энциклопедия коррупции, произвола чиновников и силовиков, “власти на крови” в России.

Леонид Чёрный

Стикербомбинг — ещё одно направление уличного искусства, подразумевающее масштабную расклейку стикеров. Именно к этому направлению относится художник Леонид Чёрный (Егор Ледякин). До этого он был известен по стикеру “Клеймо Мент”, который разместился на автобусной остановке в Екатеринбурге. После начала войны Леонид расклеил по городу стикеры с надписями “ПиZдец” и “ГруZ-200”.

Фото: Activatica

Художника вместе со стикерами поймала полиция. Ему грозила статья о вандализме. После обыска в квартире Леонида его отправили на двухнедельную принудительную экспертизу в психиатрическую больницу. При этом издателя “Вечерних ведомостей”, разместивших у себя информацию о задержании художника и фото стикеров, оштрафовали на 150 000 рублей по статье “о дискредитации ВС РФ”.

ffchw

Пермь — неофициальная столица российского стрит-арта наравне с Екатеринбургом. Здесь постоянно проходят фестивали уличного искусства: “30 граней тебя” (партнёрский проект ТЕЛЕ-2 и АРТМОССФЕРА), “Граффити-Пермь”(бывший “Стенограффия-Пермь”) . Но среди представителей пермского стрит-арта есть и авторы полотен на актуальные темы. Анонимный художник (известно только его имя — Артём) с ником ffchw в Instagram раз за разом заполняет стены города антивоенными манифестами. На стене одного из заброшенных пермских зданий появилась надпись “С неба должен падать только дождь”.

Фото: Instagram ffchw

В очередной раз художник “засветился” в медиапространстве с работой “Я пью дешёвый алкоголь, но тошнит меня от новостей”. В отличие от предыдущей работы, художник указал чёткий адрес этой работы: проезд Якуба Коласа, д. 9.

Фото: Instagram ffchw

В работе “Итоги”, расположенной на заводе Шпагина, ffchw отразил “русский национальный характер”. В манифесте, составленном из запретов, он отразил не только ограничения свободы слова, но и ставшие злой шуткой “скрепы”, всесторонние контроль и принуждение: начиная от семьи и работы, заканчивая СМИ и властями.

Фото: Instagram ffchw

Philippenzo

Продолжая разговор о стрит-арте, нельзя обойти работу “Цинк наш!” волгоградского художника Philippenzo (Филиппа Козлова). Сам художник сопроводил это граффити следующим текстом:

“Не вижу ни единого шанса остаться в поле нормальности и адекватности, празднуя так называемый День Победы сегодня, 9 мая 2022 года, в то время, когда моя родина превратилась из страны-победителя в страну-агрессора. Однако ощущаю потребность высказаться художественным методом.

Очевидно, что никакая победа в этой абсолютно бессмысленной и бесславной войне Россию не ждёт, а ее главными «достижениями» станут несмываемый позор, изоляция, долги, нищета и десятки тысяч загубленных и искалеченных жизней, душ и тел. Тел, которые Родина даже не признаёт и забирает домой с большой неохотой.”

Фото: Instagram philippenzo

Работу закрасили в день создания: после того, как о ней написали СМИ. На самого художника завели протокол “о дискредитации армии”.

Но художника протокол не остановил. Позже он создал работу “Двадцать” — о путинском режиме в России.

Фото: Instagram philippenzo

Миша Маркер

Художник Миша Маркер разместил в Санкт Петербурге на улице Седова работу “Три буквы”: чёрно-белый плакат с надписью “Владимир Владимирович”. Те самые “три буквы” — слово “мир” — в плакате отсутствуют. Сейчас за них можно легко  получить штраф за “дискредитацию армии”. Да и о самом понятии мира, когда в Украине идёт война, говорить сложно.

Фото: Instagram misha_marker

Это первое антивоенное высказывание художника. Но до этого художник часто работал с политическими подтекстами: в Петербурге появлялись его работы “Оскорбление не имеющих чувств” и “По официальным данным”. “Смахивает на экстремизм”, — иронично помечают подписчики Миши в комментариях

Фото: Instagram misha_marker

hioshi

Анонимный уличный художник под псевдонимом hioshi размещает на улицах Санкт-Петербурга и в Instagram небольшие скульптуры. Весь его Instagram посвящён работах о войне в Украине и российским реалиям военного времени. “Only art will stop the war”, — говорит его недавняя работа.

Фото: Instagram hioshi

Одна из скульптур посвящена импортозамещению. Ей художник напоминает о том, что за два месяца войны (март и апрель) из России выехало 170 000 работников IT-сферы.

Фото: Instagram hioshi

В миниатюрном искусстве часто находит отображение и Владимир Путин.

Фото: Instagram hioshi

Работы hioshi о Владимире Путине

В одной из “свежих” работ hioshi представляет его в образе змеи, кусающей себя за хвост. В посте об этой скульптуре художник иронично вспоминает эту легенду:

“Уроборос в одиночестве by hioshi. Путин хотел вечности и вот ирония, он превратил себя в один из древнейших его символов: кусающую себя за хвост змею. Может показаться что я хочу поиздеваться, но нет, позвольте объяснить вам что вы видите. Быть змеёй в характере некоторых людей и не могут они не кусать всё что подходит на расстояние укуса. Это могут быть страны, города, отрасли или люди, змея рано или поздно укусит и впрыснет яд. Среди людей это могут быть враги, могут быть друзья, коллеги, те от кого он зависит сам, и те кто зависят от него, стоит приблизиться и цап! За годы люди научились держаться на расстоянии и змей начал страдать, он искал во что вонзить свои зубки, кружился и извивался пока случайно не укусил сам себя за собственный отросточек. Яд прыснулся инстинктивно прежде чем он успел что-либо подумать, железам стало легко и приятно, но когда пришло осознание необратимости последствий счёт пошёл на секунды. Яд срочно нужно извлекать, но окружение научено не приближаться, ни чтоб добить, ни чтоб спасти. Ну раз желающих нет, единственное что оставалось уроборосу пока были на то жизненные силы — это снова изогнуться к месту укуса и отсасывать яд самостоятельно… Выбор был невелик: или предстать перед публикой в таком унизительном виде, или мгновенно умереть от собственного яда. Поэтому если вы наблюдаете путина в странном положении занимающимся чем-то нелицеприятным, потешным и откровенно унизительным, знайте: в такую уж ловушку он сам себя загнал и перед лицом друзей и врагов, родных и зевак, боготворящих и разочаровавшихся он одинаково вынужден использовать последний шанс чтоб сохранить свою жалкую жизнь.

(UPD: Даже если будет выглядеть при этом как последний хyeсос)” (авторские орфография и пунктуация сохранены)

Фото: Instagram hioshi

Иронизирует hioshi и над сюжетом “России-1” о “гробовых деньгах” и машине, которую на них купили. Этому он посвятил скульптуру “Лада гробовая”:

Фото: Instagram hioshi
ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Популярное